Блог istoriaman

Регистрация

istoriaman

Факты исторические и не только.

<<< Подвиг миноносца "Стерегущий"
1854. Река Альма. Первое полевое сражение Крымс...>>>

История строительства: паркет.


В строительстве интерьера полам издавна уделялось большое внимание.
История паркета берет свое начало из глубины веков, когда люди стали выкладывать пол простыми деревянными бревнами. Древесина легко поддавалась обработке. Конечно, среди пород древесины были редкие по своим качествам, следовательно, дорогостоящие и элитарные сорта. Если сосна или дуб годились для простого настила из бревен или «кирпичей», то породы типа клена, ясеня, яблони, ольхи (не говоря уже о ценных сортах красного, черного дерева) требовали более изысканной обработки. Из редких сортов дерева стали изготовлять изящные паркетные плитки Еще на заре истории в Древнем Египте, Индии, Китае и в других странах умельцами создавались удивительно красивые и прочные полы.

Слово «паркет» (parquet) имеет французское происхождение. В средневековой Франции так назывался небольшой парк, затем так стали называть покрытую ковром небольшую часть зала, предназначенную для аудиенций. С течением времени ковры исчезают, а название паркет закрепляется за полами, устланными изящными деревянными планочками, и широко распространяется за пределами Франции. Паркетные полы, своей красотой и утонченностью соперничающие с настенными гобеленами, лепными потолками и изящной резной мебелью той эпохи, становятся неотъемлемой частью интерьеров европейских барочных замков, выполненных в стиле рококо.

В России, всегда славившейся своими великолепными зодчими, издавна было широко распространено исконно народное искусство деревянной резьбы. В древнерусском зодчестве всегда применялась художественная обработка и укладка деревянных полов.

Общественные здания древней Руси, как правило, обустраивались деревянными полами, но встречаются также и гладкая керамическая поливная плитка, и мозаика. Но все же самыми распространенным в России были деревянные полы из досок или дубовых кирпичей. Деревянные полы на Руси обладали большим преимуществом перед остальными. Они превосходно сохраняли тепло, легко обрабатывались и были очень дешевы. Самые первые известные полы строились из расколотых вдоль бревен. Как правило, полученные доски крепились к балкам с помощью деревянных гвоздей, но иногда, особенно в южных районах, доски настилали непосредственно на глинобитный пол.

В XVI веке в России появляются полы из дубовых клепок, выложенных рисунком, который получил название «в елочку», а сами такие полы назывались «косящатыми». Дубовые клепки укладывали на грубо распиленное основание из мягкой породы, как правило, из сосны.

В России моду на паркетные полы, впрочем, как и на многое другое, ввел Петр І, пригласивший из Германии целый цех мастеров-краснодеревщиков. До того времени полы в русских соборах, домах знати и общественных помещениях выстилались деревянными досками или так называемыми дубовыми кирпичами. Паркетные планки, имевшие форму кирпича, укладывали на известковую основу. Швы между деталями кладки заливались смесью смолы и извести.

Русский паркет начала XVIII века начинает перенимать традиции самого излюбленного вида исконно русского народного искусства – резьбы по дереву. Через все времена русские мастера и народные художники пронесли свою любовь к резным украшениям, ярко и красочно отраженную почти на всех предметах материальной культуры русского народа, в украшении жилищ, утвари и мебели, а также в шедеврах русской духовной культуры – в былинах и сказаниях. На протяжении XV-XVII веков искусные мастера изготовляли великолепную резьбу, настолько изящную и тонкую, что ее можно было принять за высокохудожественную чеканку. Покрытая позолотой, такая деревянная резьба выглядела подчас как тончайшая басма.

В XVIII веке паркетное искусство в России достигает своего наивысшего расцвета. В это время происходит активная застройка новой столицы, и само время диктовало архитекторам художественный и более чуткий подход к оформлению интерьеров новых дворцов и соборов.

В паркетной моде первой половины XVIII века безоговорочно господствует стиль русское барокко. В это время использовали в основном щитовой паркет, который крепился на сосновом основании, поверх которого выкладывалась фанера с рисунком из древесины разнообразнейших пород. Щиты были уложены в специальную брусчатую решетку, придававшей всей конструкции определенную прочность.

В производстве паркета наряду с местными породами древесины начинается широкое применение заморской экзотики. Активно используются такие дорогостоящие и редкие сорта, как эбеновое дерево, палисандр, амарант, сандал, табачное дерево и многие другие, ввозимые из-за границы экзотические породы древесины. Широкое разнообразие цветов и фактуры этих материалов позволяло местным мастерам создавать на полу из древесных узоров самые настоящие шедевры.
В то время все паркетные работы выполнялись исключительно ручным способом. Украсить полы в своих домах красивым и дорогим паркетом могли только богатые и состоятельные люди.

В паркете всегда высоко ценилась природная окраска древесины, но наряду с этим широко использовалась её подкраска и так называемое подкуривание. Для подкрашивания древесины клена в зеленый цвет применяли протравливание железным или медным купоросом. Протравленный клен иногда называли зеленым деревом, а обработанный подобным способом амарант – фиолетовым. Для окрашивания светлых пород древесины в разнообразные оттенки коричневого цвета применялась зеленая шелуха от орехов, настоянная на воде в течение двух-трех лет.

Для получения эффекта объемности часть древесины следовало немного оттенить. Для этого использовали способ подкуривания, когда часть древесины, предназначавшуюся для затемнения, погружали на некоторое время в горячий песок, где и держали ее вплоть до получения нужного результата.

Существовал еще один очень оригинальный способ обработки паркета, получивший название графьё. Это была своеобразная гравировка по дереву, создававшая на основном фоне пола разнообразные орнаменты, которые получались прорезанием тонких желобков или нанесением углубленных штрихов с последующей их заливкой варом контрастного цвета или тончайшими вставками из древесины черного дерева.

Мастера прошлого досконально владели всеми тайнами паркетного искусства. Им было хорошо известно, что правильный раскол дерева имеет чрезвычайно большое значение. Направление волокон, идущее перпендикулярно источнику света, зрительно делает поверхность древесины более темной, а направление волокон, расположенное параллельно к источнику света, зрительно осветляет поверхность. Поэтому, тщательно подбирая и укладывая под определенным углом соседние клепки, они использовали одну из самых чудесных особенностей паркета – изменчивую игру дерева и света.

Конец столетия ознаменовался переходом к русской классике. Стиль барокко сдал свои позиции и уступил место новому фавориту. Вместо витиеватых и замысловатых барочных орнаментов паркет стали украшать строгие классические рисунки, симметрические элементы и сдержанные линии.

Кардинально поменялась и цветовая гамма используемого материала. На смену экспрессивным, ярким и контрастным узорам пришли бледно-розовые, светло-зеленые, светло-голубые, сиреневые пастельные тона. Сдержанность и минимализм во всем – таков основной девиз того периода.

Девятнадцатый век продолжает развитие подобных тенденций. Паркет этого периода отличается четкими контурами, правильными геометрическими орнаментами и строгим соблюдением симметрии. Во второй половине XIX века начинается выпуск фабричного паркета, который сразу же завоевывает огромную популярность и пользуется большим спросом у населения. C тех пор паркет по праву можно считать самым элегантным и идеальным отделочным материалом.

XIX век становится веком заката искусства художественного паркета, лучшими образцами которого и сейчас могут любоваться восхищенные посетители Эрмитажа и Государственного Русского музея.

К концу этого столетия начинается своеобразный паркетный бум, массовым производством паркета занимается уже изрядное количество открывшихся в России фабрик. В Петербурге было три фабрики, специализировавшихся на производстве паркетной продукции, в Москве – восемь таких фабрик. Количество фабрик по производству паркета неуклонно увеличивается, постепенно расширяется их география. В 1914 году паркет изготавливают уже 85 российских предприятий. Именно отсюда начинается точка отсчета массового применения паркетных напольных покрытий в жилищном строительстве.

В XX веке паркет фабричного производства продолжает находить самое широкое применение в строительстве общественных и жилых зданий, в то время как художественный паркет практически полностью исчезает. Почти до середины прошлого столетия для мастеров художественного паркета находится работа исключительно в сфере реставрации памятников искусства. И только развернувшееся строительство «сталинских» высоток в Москве возродило угасший интерес к работам по созданию нового паркета.

Во времена, когда весь советский народ шагал дружно в ногу, в едином порыве выполняя и перевыполняя планы пятилеток, а космические корабли неустанно бороздили просторы Вселенной, для изготовления фабричного паркета использовались недорогостоящие породы древесины, такие как ель, дуб, сосна, а паркетные полы укладывались, в основном, «в елочку», «плетенкой» или «палубным» настилом. По краям, чтобы сгладить неровности, делался обычно бордюр, сверху паркет покрывался лаком или натирался мастикой.

Паркет, во все времена являвшийся символом престижа и элегантности, снова обретает былую славу. Благодаря своим непревзойденным качествам – практичности, экологической чистоте, долговечности, а самое главное – неповторимому ощущению солнечного тепла и янтарному оттенку натуральной древесины, паркет остается излюбленным напольным покрытием современности.

Выбирайте. Живите красиво.

Теги: паркет.|строительство|история

  • musikon
    14 января 2010|07:57|ссылка
    Интересно. Когда живешь не задумываешся, а увидел в подписках, прочитал с интересом.

  • sensatia
    16 января 2010|01:32|ссылка
    Забавно о кирпичах не задумывался.

  • sensatia
    16 января 2010|09:50|ссылка
    Лучше о войне.